Психология аномального развития детей и подростков

Тема 12. Аномалии психического развития в детском возрасте. Классификации аномалий психического развития (медицинские и психологические). Нарушение психомоторного развития, умственная отсталость, задержка психического развития, искаженное развитие, поврежденное развитие, дисгармоническое развитие. Краткая характеристика основных нарушений. Нарушение основных видов деятельности в детском возрасте: общения, игры, обучения. Стадии психического развития ребенка и критические возрастные периоды. Первичные и вторичные нарушения (Л.С.Выготский).

Тема 13. Роль возрастных (психических и физиологических) особенностей в формировании психических нарушений детского и подросткового возраста. Факторы развития болезни: их соотношение в динамике болезненного процесса. Особенности симптомов психических нарушений детского возраста. Патогенетическая роль сомато-вегетативных дисфункций. Значение неправильных условий воспитания. Особенности психогенных, эндогенных и соматических расстройств у детей. Соматические проявления детских поведенческих реакций.

Тема 14. Психологические методы исследования аномального ребенка

Направленное наблюдение, качественный анализ психического развития ребенка. Нейро- и патопсихологические методы исследования. Экспериментальное обучение как метод диагностики нарушений развития. Психологические тесты. Синтетические тесты. Принципы их построения. Тест Бине-Симона и его модификации. Критика синтетических тестов. Аналитические тесты. «Психологический профиль» Россолимо. Схема построения теста Векслера. Критика аналитических тестов. Методы исследования личности. Прожективные методы (ТАТ, КАТ), тест фрустрации Розенцвейга. Игра и рисование как диагностические методы.

Тема 15. Основное содержание деятельности клинического психолога в работе с детьми и подростками.

Особенности клинико-психологической профилактики, диагностики, экспертизы, психотерапии и психологической коррекции при работе с детьми. Этические принципы и нормы практической деятельности клинических психологов. Психология лечебного (психодиагностического) взаимодействия с детьми и подростками: коммуникативная компетентность, типы общения (формальное, примитивное, формально-ролевое, деловое, манипулятивное, духовно-межличностное, вынужденное (общение психолога и пациента).

5.2. Темы дисциплины и виды занятий на дневном/заочном отделении


0775210194115293.html
0775240475484394.html
    PR.RU™