Неоплатонизм. Это философия позднего эллинизма (III – IV вв

Это философия позднего эллинизма (III – IV вв. н.э.), которая стремилась сочетать учение Платона, Пифагора, Аристотеля, стоицизма. Различают несколько школ, мы скажем о Римской (ІІІ в. н.э.) – Плотин, Амелий, Парфирий и др. Главное в их нравственной философии – внутренний покой личности и защита ее от разных потрясений.

Разрабатывают платоновскую диалектику триады: ум – душа – космос, учение Аристотеля – «об уме-первоздателе» и его самосознании. Ум выступал одновременно и субъектом, и объектом, который содержит в себе свою собственную «умственную материю». Основатель школы – Плотин.

Центральная фигура неоплатонизма – душа. Она осуществляется в теле, тело есть предел ее существования. Ум не есть тело, но без ума не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится в самом уме, т.к. всякая организация требует для себя материал. Кроме чувственной материи есть «умопостигаемая материя» – ум, смысловое тело, а мировая душа действует по всему Космосу.

Уделяли большое внимание разработке логических проблем – определению понятий и их классификации.

У Платона категория «Единое» выше всех категорий. Единое есть все сущее. Оно не дробится, существует везде и во всем. Все из него «изливается».

Единое (свет) – основной образ философии Плотина. Единое можно постичь лишь в состоянии экстаза, путём эманации (излучения), свет выделяет из себя мировой разум, мировую душу и природу. Свет – абсолютно чистый и простой (сила света); ум – солнце, имеющее свой собственный свет; душа – луна, которая заимствует свет от солнца; материя – мрак». Душа не дробится на части – она особая смысловая субстанция. Цель человеческой жизни – освобождение от телесного и устремление к Единому.

Плотин завещал своему ученику Порфирию издать его сочинения, и он вошел в историю как комментатор философии Аристотеля и Плотина. Далее эти идеи развивались Проклом (410-485). Высший тип знания возможен лишь путем божественного озарения; любовь (эрос) связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость; а вера соединяет нас с благостью Богов.

Итак, говоря об античной философии, мы можем сказать, что здесь закладывались основы основных видов философских мировоззрений, которые разрабатывались в последующей истории философской культуры. Античная философия – это живая картина становления теоретической мысли, полная смелых и мудрых идей. Это торжество разума. Каждый молодой человек призван окунуться в этот поток философии. Это не только обогащает нас ценной информацией, но и способствует развитию философского мышления.

Ознакомившись с удивительным многообразием античных философских учений, мы не можем не задуматься «что же это было за время «буйство философии», когда она давала стимул к жизни и утешала в горе?»



Есть мнение, что это было время проявления самодостаточности человека («Люди были как Боги, Боги – как люди») и обращение к идее личного Бога – спасителя в послеантичное время говорит об утере этого самодовлеющего состояния человека.

Как бы предчувствуя конец античного мира, Тит Лукреций Кар писал: «Да, сокрушился наш век, и земля до того истощилась, что производит едва лишь мелких животных» и Плиний-младший придерживался того же мнения: «Природа устала, истощена и ничего, заслуживающего похвалы, создать не может».

Печальный итог послеантичного пути привёл человека к потере им жизненных основ в ушедшем ХХ веке. Но не будем сетовать на жалкое состояние нашего времени: есть надежда на возрождение Афинской школы в будущем (говорят через 23 тыс. лет). Ну что ж – подождём.



0776094196270308.html
0776122925807185.html
    PR.RU™