МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И НОРМАТИВЫ

Модельные характеристики волейболистов разраба­тывают на основе специфики спортивной игровой дея­тельности и факторов, обусловливающих достижение высоких спортивных результатов. Наряду с индивидуаль­но-командными моделями разрабатывают функциональ­ные модели педагогического воздействия — тренировоч­ные программы, средства и методы, призванные обеспечить достижение соответствующих модельных характеристик к установленному времени.

На основании прогнозирования уровня спортивного мастерства и модельных характеристик сильнейших во­лейболистов разрабатывают модельные характеристики спортсменов в возрастном аспекте — на весь период многолетней подготовки. Модельные характеристики должны иметь четкие количественные показатели по ос­новным параметрам, прежде всего соревновательной и тренировочной деятельности (по уровню подготовленнос­ти).

Показатели соревновательной деятельности:

1. Результаты соревнований с учетом их масштаба, количество побед над соперниками.

2. Прием подачи: качественный прием, некачествен­ный, ошибки при приеме.

3. Подача: выигрыш очка, затрудненный прием, мяч введен просто в игру, ошибки при подаче (потеря).

4. Нападение: выигрыш мяча (очка, подачи), мяч остался в игре, проигрыш мяча (очка, подачи), эффек­тивность.

5. Блокирование: выигрыш мяча (очка, подачи), ка­сание мяча (мяч на своей стороне или на стороне про­тивника), прыжок без касания, проигрыш мяча (очка, подачи).

6. Защита: мяч сохранен в игре (с атакой, без атаки), мяч проигран.

7. Эффективность игры связующих игроков — вторая передача на удар без блока, на один блок, на два (три) блока, качество второй передачи, направление. Комплек­тование команды по игровым функциям волейболистов.

Показатели уровня подготовленности:

1. Тактическая подготовка: объем тактических дейст­вий — индивидуальных, групповых и командных в напа-


дении и защите, качество освоения, применяемость их в игре, эффективность — с учетом игровых функций.

2. Техническая подготовка: объем, разнообразие, ка­чество освоения, применяемость в игре, эффективность.

3. Физическая подготовка: уровень развития физичес­ких качеств, имеющих преимущественное значение для эффективности соревновательной деятельности и овладе­ния навыками игры.

4. Морально-волевая (психологическая) подготовка:

свойства личности, типологические особенности нервной системы, психомоторные качества.

5. Теоретическая подготовка: уровень специальных знаний.

6. Интегральная подготовка: объем технико-такти­ческих действий, применяемых в игре, упражнения на переключение в действиях, эффективность игровых дейст­вий.

В круг модельных характеристик входят также сле­дующие показатели:



1. Морфологические признаки (рост, длина конеч­ностей, стопы, кисти, вес тела, состав тела).

2. Функциональные возможности: состояние зритель­ного и двигательного анализаторов, центральной нерв­ной системы, нервно-мышечного аппарата, сердечно-со­судистой системы.

3. Возрастная градация спортсменов: начальный воз­раст занятий волейболом, возраст достижения высших результатов, .возраст на отдельных этапах многолетней подготовки спортивных резервов.

4. Стаж занятий волейболом: «индивидуальный», «командный».

В комплексе модельных требований можно выделить два главных компонента: показатели, отражающие уро­вень подготовленности, достигнутые в процессе трениро­вок (тренировочный), и показатели, отражающие уро­вень, достигнутый в процессе соревнований (соревнова­тельный).

Кроме тренировочного и соревновательного компонен­тов оценки учитывается, в какой спортивный коллек­тив — команду высшего разряда — включен воспитанник юношеского коллектива: сборная команда, клубная команда высшей лиги, первой группы страны, класса «А» республики. При этом принимается во внимание время — в период обучения или после его окончания.

Значение каждой из этих составных частей различно на этапах многолетней подготовки.. На первом этапе (10—12 и 13—14 лет) первостепенное значение имеют показатели тренировочной деятельности; на втором (15—17 лет) — показатели тренировочного уровня, однако учитываются и показатели соревновательной дея­тельности; на третьем этапе (18—20 лет) при оп­тимальном тренировочном уровне ведущее значение при­обретают показатели соревновательной деятельности и данные о включении юных спортсменов в команды высших разрядов.

По каждому параметру модельных требований опре­деляется количество баллов за выполнение исходного норматива. Сумма всех показателей составляет общий показатель, который должен быть достигнут волейболис­том. За более высокий или более низкий результат по сравнению с контрольным спортсмен соответственно получает дополнительные очки или теряет их. На осно­ве комплексных оценок всех показателей устанавлива­ют интегральный уровень оценки спортивного мас­терства.


0776485304354327.html
0776507666336167.html
    PR.RU™