Схема 1.

Умозаключение является высшей формой мышления, опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.

К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.

Сравнение – это операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Операцию сравнения можно осуществить двумя путями: непосредственно или опосредованно.

Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Анализ позволяет разложить целое на части, то есть позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем.

Противоположной анализу операцией является синтез. Синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое. Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.

Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его сущностных признаков. Суть абстракции в том, что воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, необходимо рассматривать выделенную часть независимо от других частей данного предмета.

Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. Конкретизация – это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию. В конкретных представлениях человек не стремится отвлечься от различных признаков предметов, а, наоборот, стремится представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков. Это пример или иллюстрация чего-то общего.

Индукция и дедукция. В мыслительных операциях принято различать два основных вида умозаключений: индуктивные и дедуктивные. Индукция – это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Дедукция – это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения.

Основными видами мышления по мере их формирования в онтогенезе являются: наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними; наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Следует отметить, что данные виды мышления могут рассматриваться как уровни его развития.

Процесс мышления человека можно охарактеризовать основными качествами ума, к которымотносят: широту ума (способность охватить весь вопрос целиком); самостоятельность (умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей); гибкость ума (умение быстро менять действия при изменении обстановки); быстроту ума (способность быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять решение); критичность ума (умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы).



В современной психологии с процессом мышления связывают понятие интеллекта. Интеллект–общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях. Возникновение данного понятия связано с попытками оценить с помощью специальных психологических тестов умственные и творческие возможности человека. Следовательно, более правильным является соотнесение интеллекта и способностей человека выполнять определенную умственную деятельность. Связывая интеллект с мышлением целесообразно соотнести его с познавательной деятельностью человека, то есть с областью проявления мышления, которая связана с переработкой информации и решением определенных умственных задач.


0776568675916924.html
0776613934586988.html
    PR.RU™